туры и экскурсии по Израилю

История дружбы еврейского архитектора и мусульманского миллионера

Автор статьи — гид Мила Диаманд

Ицхак Раппопорт родился в городе Бердичеве и в возрасте тринадцать лет приехал в Эрец Исраэль. Учился в гимназии Герцлия, но недолго. Дело было во времена Первой Мировой, и его семья, как и многие другие семьи, была выселена в Египет. Учился он и в Альянсе, а после продолжил в Европе. Там служил в английских инженерных войсках. Проводил работы по спасению равенских мозаик, был военным комендантом Венеции и так помогал нелегальной эммиграции. Награждён Орденом Почётного Легиона Италии, Благородным Орденом Подвязки (всего по уставу рыцарей ордена Подвязки не может быть больше 24 человек, помимо монарха, принца Уэльского, членов королевской семьи и иностранных монархов). Начиная с 30-х служил в Хагане. После учёбы присоединился к мандаторской общественной застройке: почта по ул. Иерушалаим в Яффо. Возглавлял, как младший компаньон, мастерскую Рихарда Кауфмана. Потом открыл свою: крыло больниц Даджани и Французской в Яффо, Банк “Игуд”, Центр “Меркантиль”, кинотеатр “Максим”, редакция ГаАрэц, дом Мифаль А-Пайс, страховая компания “Менора”, школа “Альянс” в Рамат Авиве – далеко не полный перечень его работ. Ицхак Раппопорт, из верхушки “Баухауса”, один из неповторимых архитекторов Тель Авива.

В те же 30-е в его жизни случилась настоящая, яркая интрига. Он был приближённый яффских и тельавивских богачей и даже состоял в нескольких таких сообществах. Так он и познакомился с Мухамад Абдул эль-Рахимом и получил заказ на его частный дом. Мохамад Ахмад Абдул Рахим, глава весомого городского клана. Мульти-миллионер, серьёзный экспортёр яффских апельсин и владелец плантаций, и мукомольных станций и, кроме прочего…. лидер арабского восстания против евреев. В 1935 Абдул Рахим решил поднять дом на своём участке и обратился к приятелю тельавивскому архитектору Ицхаку Раппопорту, в то время как раз занятому проектом реконструкции французской больницы в Яффо, и больницей «Даджани» («Цаалон» сегодня) тоже в Яффо.

Раппопорт взялся за проект с условием, что дом будет в стиле модерн, несмотря на расположение в квартале в арабском местном стиле. Вместе с тем, дом будет отвечать запросам заказчика и выражать стиль жизни традиционной мусульманской семьи.

Раппопорт был один из архитекторов-пионеров, строящих в стиле баухаус в Палестине. Абдул Рахим, со своей стороны, тогда уже оценил развитие города и поставил в новом тельавивском порту ангары. Свой дом он решил строить в стиле модерн. Творение Раппопорта представляет модерновое строительсто в гармонии с традиционным образом жизни хозяев. Снаружи в стиле “типичный баухаус”: композиция из трёх кубиков, два одноэтажных, третий — двухэтажный, горизонтальные прямоугольные окна, окно-“термометр” на лестничный пролёт, бетонный плоский навес над входом на круглых колоннах. Внутри отвечает задачам функционирования хозяина и семьи в рамках мусульманской традиции.

Через год после начала строительства начались беспорядки, евреям становится опасно приближаться к арабскому Яффо. Это не останавливает Раппопорта. Раз в несколько дней он приезжает на своём автомобиле до окраины Маншии, там наряжается в галабию и куфию. И так, переодевшись в араба, он направлялся в дом друга. Бегло говорящий на арабском, представлялся хозяином гостям как родственник из Кувейта. Нередко он становился свидетелем организации антиеврейских провокаций, которые планировали главари банд, собиравшиеся в доме. В тот же день сведения передавались людям Хаганы.

Спустя десять лет водовороты истории повлияли на судьбу дома. В 1948 мигрировал Абдул Рахим в Ливан, а недвижимость передал своему другу Раппопорту, чтобы уберечь от государственных опекунов. Раппопорт высвобождает недвижимость и продаёт её, согласовав с хозяином, правительству Франции, деньги переводит в Неаполь, куда эль-Рахим приезжает из Бейрута и получает своё.

Восприятие Яффо как микрокосмоса сосуществования евреев и арабов это та же перспектива, которую видишь и в лабиринте его переулков, в очертаниях форм и в светотеневых отношениях. Есть у неё магическая сила притяжения, и мы знаем, что прошлое Яффо, как и настоящее, намного серьёзнее и сложнее, чем туристические сказки или газетные заметки. Стиль дома это живое свидетельство израильской истории архитектуры. Со временем пришлось обновить дом, но французы сохранили оригинальный стиль, приспособив его к новым функциям.

Рубрики:

Оставить комментарий

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.