туры и экскурсии по Израилю
Цена: по запросу
Заказать

Экскурсия “От бассейна до бассейна”
(Прогулка от бассейна Мамилла до бассейна Хизкияhу)

Авторская экскурсия по Иерусалиму. Гид Шалом Рикман.
Общий список авторских экскурсий смотрите здесь

Нашим отправным пунктом станет гостиница “Леонардо Плаза”, что на юго-восточной окраине “Парка Независимости”.
Обогнув гостиницу справа, входим на территорию “Парка Независимости”. Буквально на пороге парка мы сталкиваемся с постройками Мамлюкского периода. Это мусульманские захоронения конца XV начала XVI вв. В одном из погребальных строений (типа мавзолея) прячется могила известного шейха по имени Ахмад аль-Даджани (с приставкой Аль-Дауди).

1. Бассейн “Мамилла”.
Пересекаем парк с его искусственными ручьями, погребальными пещерами и следами от древних построек, о которых упомянем немного ниже. Переходим на другую сторону улицы Менаше бен-Исраэль и попадаем на участок мусульманского кладбища, в центре которого расположен Бассейн Мамилла. Это примерно в 800 метрах от Старого города.
Есть мнение, что возраст бассейна ок. 2000 лет и что его соорудил царь Ирод Великий (I-в до н. э.). Судя по всему, бассейн служил промежуточным резервуаром на линии водоснабжения Верхнего города Иерусалима в эпоху Второго Храма.
Отсюда по специальному каналу, остатки которого найдены в пределах смежного строй. участка, вода направлялась в район нынешних Яффских ворот в бассейн, носящий имя ветхозаветного иудейского царя Йехизкиягу. Его также называют “Бассейн Башен” и “Бассейн Бат-Шева”. К нему-то мы и направляем наши стопы.
Бассейн “Мамилла” наполовину вырублен в скале, наполовину построен из крупных камней и оштукатурен изнутри. Возможно, он возник на базе каменоломни. Его емкость более 40000 куб. м. Посредством так наз. Верхнего акведука он получал воду из источников Хевронских гор. А в зимний период обильно пополнялся за счет дождей.
Полагают, что отсюда его название “Мамилла”, искаженное арабское “Мей мин Аллаh”, т. е. “вода от Аллаха”. Но есть и другие варианты на этот счет. “Маман Аллаh” – место, обетованное Богом. Или “Ма мин Аллаh” – то, что исходит от Аллаха, в т. ч. и смерть.
/Лично я предлагаю взять в основу еврейский глагол “Лемале”, что означает “наполнять”. Ведь Бассейн Мамилла служил также для наполнения бассейна в Старом городе. А производное от него “Напол- няющий” звучит, как “Мемале”. Отсюда до названия “Мамилла” рукой подать/.
Заметим, что бассейн находится на пологом северо-западном берегу долины Гай бен-hином, известной еще, как “Гиена Огненная”.
В период Британского мандата (1923г) была попытка привязать “Бассейн Мамилла” к тогдашней системе водоснабжения города.
Дно бассейна покрыли бетоном, стены оштукатурили заново. Построили насосную станцию для перекачки воды. (Ее ржавые детали и по сей день свидетельствуют о добрых намерениях англичан). Но дальше этого, дело не пошло в силу появления другого, более рационального решения проблемы.
Однако, известно, что в Войну за Независимость (48-49гг), когда город находился в блокаде, и нормальное обеспечение водой было нарушено силами неприятеля, еврейское население вернулось к использованию старых колодцев и бассейна “Мамилла”.
В наше время вода в древнем резервуаре появляется только зимой в период дождей. И это приводит в восторг общину местных жаб.

2. Кладбище “Мамилла”(I).
Чуть западнее бассейна на окраине “Парка Независимости”, где мы недавно проходили, находится легендарная “Пещера Льва”.
В древности эта пещера, как и другие, находящиеся поблизости, служила местом захоронений.
Согласно еврейской традиции здесь похоронены жертвы греческих репрессий эллинского периода. Грозный Лев защитил их могилы
от поругания неверных язычников.
Византийская легенда рассказывает о массовой гибели христиан от рук персидских завоевателей в 614г. Лев в течение целой ночи переносил трупы в пещеру, дабы, опять же, не допустить актов глумления. (Недалеко отсюда в квартале Мамилла действительно обнаружены захоронения жертв массовой резни христиан, учиненной персами в 614 г).
Нечто аналогичное о “Пещере Льва” рассказывают и мусульмане.
Археолог Шарль Клермон-Гано во второй половине 19 в. нашел на
территории кладбища остатки еврейских захоронений римского периода, а также могилы времен крестоносцев.
Так-что выбор этого места под мусульманское кладбище в более поздний Мамлюкский период (1250 – 1510гг.) не был случайным.
Тогдашний правитель Цфата по имени Эль Кубаки был погребен здесь в 1289г. неподалеку от бассейна в полном соответствии с его завещанием.
Надгробное строение, названное его именем “Турбат Кубакия”, самое значительное сооружение на кладбище. Построено, согласно того же завещания, из камней разрушенных гробниц христианских священнослужителей периода крестоносцев.
Со временем, вокруг “Турбат Кубакия” возникли сотни других захоронений. Одно из них так же отмечено впечатляющим надгробием.
Это могила Манкураша – “военного коменданта” Иерусалимской крепости. Эта гробница находится западнее бассейна неподалеку от другого надгробья времен крестоносцев, которое также резко выделяется на фоне других.

3. Кладбище “Мамилла” (2) или могильные камни преткновения.
Довольно большая и заброшенная территория древнего кладбища неоднократно становилась мишенью разного рода инициатив на предмет более рационального ее использования. Под жилой район, например, или под Арабский университет.
В сороковые годы Верховный Мусульманский Совет выразил намерение использовать площадь кладбища “Мамилла” под строительство престижного жилого квартала.
Об этом пишет в своей книге “Иерусалим-генеральный план города” Генри Кендель, бывший при англичанах одним из самых важных архитекторов –градостроителей.
Но этому пожеланию не дано было осуществиться из-за вспыхнувшей вскоре Войны за Независимость.
В начале нынешнего века (2005г) эта идея нашла свое частичное отражение в проекте “Музея толерантности”, который должен был возникнуть на краю кладбища на месте стоянки автомашин. На этот
раз инициатива принадлежала “Центру Шимъона Визенталя”.
На закладке “краеугольного камня” присутствовал известный киноактер и губернатор штата Сан–Франциско Арнольд Шварцнегер, который, как говорят, пожертвовал на осуществление проекта внушительную сумму.
Автор проекта – архитектор Френк Гари.
Начавшиеся земляные работы происходили только в присутствии представителей “Управления по охране древностей”, которые скурпулезно рассматривали чуть ли не каждый камешек, каждый комок земли, извлеченные на поверхность. И это, чтобы, не доведи Г-дь, не пропустить какой-нибудь элемент от соседних захоронений. И, действительно, попадались (хотя и редко) кости, обломки камней от могил. Все это аккуратно складывали и затем хоронили в специально отведенном месте, в общей могиле.
(Мне довелось присутствовать при этом в качестве временно исполняющего обязанности руководителя проекта вместо ушедшего в отпуск коллеги. Будучи уже на пенсии, я это делал по просьбе своих прежних работодателей).
Вскоре слухи о том, что евреи “копаются в мусульманских могилах” проникли в арабский сектор. В одну из пятниц по окончании молитвы на Храмовой горе толпа, возбужденная подстрекательскими призывами своих вождей, устремилась…. А вот куда, уже и не помню. То-ли к Муниципалитету, то-ли на строй участок. Все прошло довольно мирно, но на этом дело не кончилось. Арабы требовали остановить работы, и Верховный суд Израиля их поддержал. Работы были прекращены до выяснения обстоятельств дела.
Разбирательство длилось почти три года. В 2008 г. суд вынес постановление о возможности продолжения работ. Израильская сторона приняла на себя обязательство привести кладбище в порядок. Однако, споры по данному вопросу не утихали.
А тем временем, в 2010 г. архитектор Френк Гари объявил о своем выходе из этого предприятия.
Был объявлен новый конкурс, в котором победили архитекторы Браха и Михаэль Хаютины. Они переделали проект на свой лад. Сделали его проще и дешевле.
Однако, в 2012г Хаютины тоже оставили проект на почве разногласий с заказчиком по вопросам финансового характера.
Теперь этот объект передан в руки архитектора Игала Леви совместно с англо-сингапурской компанией.
В 2013г. строительство возобновилось, но уже в обновленном (в третий раз) варианте. Открытие музея намечено на 2017г.

4. “Отель Палас”. (Ныне “Вальдорф Астория”).
В 1928 г. через дорогу от кладбища на другой стороне нынешней
улицы Агрон началось возведение шикарного отеля.
Решение об этом было принято “Мусульманским верховным
советом”. Его возглавлял тогда иерусалимский муфтий Мухаммад Амин (Хадж эль-Амин) эль-Хусейни.
Род эль-Хусейни – один из старых, очень богатых и очень почитаемых в арабской среде.
К этому времени резко повысились темпы и масштабы еврейского строительства в Иерусалиме, что вызывало явное неудовольствие арабских лидеров. Больше всего их раздражало ускоренное развитие квартала “Рехавия”, который “вот-вот уткнется головой в стену Старого города. “Не дадим, не допустим!”
Новый арабский отель должен был стать преградой на пути этой наглой “сионистской экспансии”.
Началу строительства предшествовал конкурс, в котором приняли участие известный строй. подрядчик из Иерусалима Сами Аувад и его хайфские друзья из конторы “Объединение инженеров”.
Сотрудники этого объединения Барух Катинка и Тувия Донья были евреями, но смогли принять участие в конкурсе поскольку Сами Аувад был арабом-христианином. Более того, они его выиграли.
Архитектором проекта стал Нихас-бей Эфенди из Турции.
Уже с началом отрывки котлована под фундамент возникли характерные для местных условий проблемы. Оказалось, что отель занимает значительную часть территории кладбища “Мамилла”. Иными словами, строится буквально на костях мусульман, погребенных здесь в Мамлюкский период.
Чтобы не тормозить процесс, Эль-Хусейни попытался скрыть этот факт от общественности, но это ему не удалось.
Во главе Иерусалимского муниципалитета стоял тогда представитель другого старинного и почетного арабского рода –Нашашиби.
Эти два клана (по араб. Хамуллы) Хусейни и Нашашиби находились в постоянной конфронтации друг с другом. Назревал скандал.
Тогда эль-Хусейни, пользуясь своим высоким титулом Муфтия, издал манифест, где говорилось, что кладбище, как святое место, теряет свой смысл и значение, если оно не используется, как таковое, в течение 40 лет.
И строй. работы беспрепятственно продолжились до победного.
(Непонятно, почему еще на стадии проектирования не были проведены так наз. “спасительные раскопки” в целях выяснения нет ли в пределах будущего объекта каких-либо археологических ценностей, как это уже делалось прежде на протяжении десятков лет. Возможно из-за спешки).
На возведении этого четырехэтажного здания работали более 500 человек. (Знаменательно, что порядка 100 из них были евреями).
Непосредственным руководителем проекта был Барух Катинка, о котором сам муфтий эль-Хусейни отозвался с большой похвалой в своей речи на торжественном открытии гостиницы (21 дек.1929 г.)
Думаю, что здание “Паласа” одно из красивейших образцов восточного (исламского) зодчества в Иерусалиме.
Затрудняюсь однозначно определить стиль этого строения. Скорее всего, это эклектика, в основе которой нео мавританская архитектура, впитавшая в себя некоторые элементы из других времен и стилей, в т. ч. и мамлюкские. Специалисты находят также некоторое влияние модного тогда стиля арт-деко.
Поражает декоративная обработка камня. Когда только успели? Ведь стройка продолжалась всего 11 месяцев!
Угловое здание между ул. Агрон и Давид бен Шимъон, имеет в плане округленно-ограненную форму, где срезанная вершина угла с примыкающими к ней гранями образуют главный фасад с центральным входом.
Выточенные из камня колонны, подковообразные арки, балконы делают строение похожим на дворец. Ведь не зря его прозвали “Палас”. На самом верху над входом, внушительных размеров каменная плита с арабской вязью. Надпись гласит: “Будем делать и строить, как наши предки делали и строили.
Верховный арабский Совет 1929”.
Центральный зал имел высоту в три этажа со стеклянным восьмигранным куполом. Расписные потолки и стены – все, чтобы поразить гостей своей сказочной роскошью.
Добавим к этому, что в гостинице было 145 номеров. Из них 45(!) имели ванные. В каждом номере – телефоны и центральное отопление.
Вскоре после завершения строительства Верховный арабский Совет сдал гостиницу в аренду некоему Джорджу Барскому-еврею и, заодно, специалисту в сфере гостиничного промысла.
В 1931г. по инициативе эль-Хусейни “Палас” стал местом проведения “Всеисламской конференции”. Все прошло очень успешно, но с этого времени положение гостиницы стало постепенно ухудшаться. Причиной тому было открытие новой супер современной гостиницы “Мелех Давид” (“Кинг Девид”).
Новый отель был менее роскошным внешне, но по всем другим параметрам значительно превосходил “Палас”. Прошло еще несколько лет и “hотель эль-Хусейни” потерял всякую рентабельность. А в 1935г. он и вовсе закрылся.
Часть его помещений снял Англо-Палестинский банк, другие помещения арендовали британские власти для своих нужд.
В 1936г. здесь начала свою работу так наз. “Комиссия Пиля” с целью определить будущее подмандатной Палестины. Заседания комиссии носили крайне секретный характер, но благодаря установленным заранее подслушивающим приборам, еврейская администрация страны и руководство “Хаганы” (“Еврейской самообороны”) знали все подробности о происходящем. Заметим, что “подслушки” были поставлены с помощью того же Баруха Катинки и электрика, имя которого мне, к сожалению, не известно.
В “Паласе” нашлось также место для двух секретных складов оружия и боеприпасов “Хаганы”.
Комиссия выслушала мнения ряда видных деятелей того времени, и в их числе сам сэр Уинстон Черчиль.
Он подчеркнул особое значение еврейской деятельности в Палестине, которая ведет к процветанию и повышению уровня благосостояния тех же арабов, позицию которых он сравнил с позицией “собаки на сене”.
В 1937г. “Комиссия Пиля” опубликовала свои выводы, предлагающие раздел страны на две части – еврейскую и арабскую.
Вначале ВМВ британские власти на основании “закона военного времени”, полностью заняли “Палас” для своих целей.
Тем временем, иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хусейни, которого считали инициатором кровавых арабских выступлений против англичан, а, в основном, против еврейского населения, выразил открытую поддержку нацистам и смылся в Германию.
С провозглашением Гос-ва Израиль в 1948г. в бывшем отеле “Палас” разместилось Министерство торговли и промышленности.
Вплоть до 2004г. В этом же году начался процесс перестройки здания с целью возвращения ему статуса гостиницы. Понятно, что это уже другая гостиница, другого уровня, отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Ее новый хозяин канадец Поль Райхман.
Сохранив старые фасады в первозданном виде, здание было усилено и поднято до восьми этажей. Теперь она состоит из 180 номеров и 40 свит и включает 28 квартир на продажу.
Ее новое название “Waldorf Astorija”. Но, зная характер иерусалимских граждан, боюсь, что оно не скоро приживется, и “Палас” останется притчей во языцех еще на долгие лета. Ведь “Палас” – это не просто имя, но эпизод, веха в истории города, это уже понятие.
Внутренний дизайн новой гостиницы вызывает море восхищения и восторгов. Можно войти и убедиться. Всех впускают.

5. Квартал “Мамилла”.
Оставив фешенебельный отель, пересечем ул. Бен Шимъон и Дорогу Царя Давида. Теперь мы возле гостиницы переименованной из “Хильтон Иерусалим” в “Цитадель Давида”, контуры которой выглядывают из-за стен Старого города.
Гостиница примыкает к территории квартала “Мамилла”.
Этот квартал возник к концу 19 в. с благословения, а может и по инициативе, турецких властей, пожелавших связать Старый город с новыми еврейскими районами, что к западу от него.
Вскоре Мамилла стала одним из благополучных процветающих кварталов города, где поселились евреи и арабы. Торговцы, мастера- ремесленники.
А так наз. “Арабский базар” хлынул через порог Яффских ворот навстречу Мамилле. Площадь у входа в Старый город стала оживленной частью нового объединенного торгового комплекса.
В те времена микрорайон Мамилла с его бессистемной, хаотичной застройкой выглядел несколько необычно.
Единственным значительным зданием, примыкавшим к новому кварталу был тогда французский монастырь “Сан Винсен де Поль”. (Построен в 1856г).
В 1891 г. на северо-западной окраине Мамиллы завершилось строительство гостиницы, известной по имени “Фаст”.
(Архитектор Теодор Зандель из темплеров, проживал в Немецкой колонии – “Мошава германит”. Хозяин гостиницы Авраам Фаст из тех же темплеров. Хоть и Авраам, но не еврей).
В 1898г. к визиту германского кайзера Вильгельма II-го часть стены Старого города между Яффскими воротами и “Цитаделью Давида” была разобрана. Это было сделано, чтобы свита кайзера могла въехать в город на каретах, запряженных лошадьми. (Через Яффские ворота, имеющие в плане Г-образную форму, такого вида транспорт не прошел бы).
В это же время в Иерусалим прибыл основатель сионистского движения Теодор Герцль, искавший встречу с кайзером. Высокий гость (я имею в виду Герцля) останавливается в доме семьи Штерн в центре Мамиллы. Этот дом сохранен. Сегодня в нем расположился книжный магазин “Стимацкий” и кафе.
В 1907 г. над Яффскими воротами Старого города поднялась башня с часами. Так султан Абд эль-Хамид-II отметил годовщину своего 30-летнего пребывания на престоле.
С приходом англичан в декабре 1917 г. Мамилла пережила серьезные изменения.
Дома, наиболее близко расположенные к Старому городу, были снесены, т. к. по мнению новых властей, они закрывали вид на древние стены. Немного позже в 1921 г. и башня над Яффскими воротами также была ликвидирована, как “несоответствующая по стилю”.
В 1928г. в Мамилле появился новый, современный по тем временам, “Торговый центр Шемаа”. Его основателем был известный бизнесмен Элиягу-Йосеф Шемаа при поддержке и материальном участии его земляков из Халеба (Сирия).
Примерно в это же время начал функционировать другой (арабский) торговый центр “Дом Тануса”, построенный братьями Танус. Здесь нашли приют не только магазины, лавки и киоски, но и некоторые офисы.
В 1929г. ранее упомянутый Иерусалимский Муфтий Хадж эль-Амин эль-Хусейни спровоцировал серию еврейских погромов. Особенно пострадали еврейские общины Хеврона и Иерусалима. Понятно, что эта антисемитская вылазка не могла не отразиться и на ситуации в Мамилле.
29 ноября 1947г. ГА ООН приняла резолюцию о разделе Палестины на две части: арабскую и еврейскую. Евреи смирились, приняли. Арабы-нет.
2 декабря 1947г. они устроили в Мамилле крупномасштабный погром. С грабежами, пожарами и кровопролитием. Все на виду британских полицейских, которые ничего не предприняли, чтобы остановить этот преступный разгул.
Примерно через пол года после этих событий 15 мая 1948 г. было провозглашено о создании Государства Израиль. А еще через 10 дней иорданский Арабский легион овладел Еврейским кварталом Старого города. Мамилла оказалась в прифронтовой полосе. Многие жители оставили ее. В то же время другие бездомные вселились в брошенные (иногда, полуразрушенные) дома. Вначале это были беженцы из Старого города. Потом –беженцы из арабских стран.
По соглашению о перемирии 1949г. линия размежевания между армией Израиля и Иорданским Арабским легионом проходила по восточным окраинам Мамиллы.
На протяжении 19 лет вплоть до Шестидневной войны 1967г. арабские легионеры периодически расстреливали примыкающий к Яффским воротам еврейский квартал, который постепенно превращался в груду развалин. Впрочем, правая сторона квартала сохранилась почти целиком.
Я объясняю это наличием в гуще этого ряда зданий упомянутого выше французского монастыря “Сан Винсен де Поль”. Ведь иорданские бойцы могли ненароком задеть его, а ссориться с французами не входило в их планы.
Лишь через 60 лет в 2007 г. Мамилла вновь обрела свой статус крупного жилого и торгового центра. В ее восстановлении приняли участие многие известные инженеры, архитекторы, подрядчики и др. Но из всех действующих лиц хочу особо выделить архитекторов Моше Сафди и Давида Корианкера, а также компанию “Альров” во главе с Альфредом Акировым, которая возглавила осуществление проекта. Старая улица Мамилла, проходившая вдоль торговой части квартала теперь носит название “Проспект Альров”, а массив жилых домов, что на другой стороне улицы “Ицхак Карив”, назвали “Кфар Давид” (Деревня Давида), опять же из-за близости к “Цитадели Давида”.

6. Яффские ворота.
Это въезд в город по дороге из древнего Яффо.
Далее эта дорога продолжается в направление города Хеврон и меняет свое название на “Хевронскую”. А т. к. арабы именуют Хеврон “Эль-Халиль”, то и Яффские ворота по ихнему “Баб (ворота) эль-Халиль”.
Мы уже отмечали, что ворота и стены вокруг Старого города воздвигнуты турецким султаном Сулейманом Великолепным в промежутке 1538-1542гг.
Во время последней перестройки прилегающий к воротам участок Яффской / Хевронской дороги был “опущен” на 5-6 м. В результате чего обнажился фрагмент еще более ранней стены 13 в., а под самыми воротами (Яффскими) обнаружились развалины римских бань.
В результате тех же последних преобразований между Мамиллой и Яффскими воротами образовался широкий пешеходный мост.
Войдя внутрь города, мы попадаем на площадь Оммара ибн аль-Хаттаба – знаменитого соратника пророка Мухаммада.
Здесь важно обратить внимание на строение упомянутой выше “Цитадели Давида”.
Нижняя часть этого грандиозного сооружения сохранилась со времен Ирода Великого (I-й век до н. э.). Ирод, как известно из трудов Иосифа Флавия, построил здесь крепость, усиленную тремя башнями, которые назвал именами близких ему людей: рядом с Яффскими воротами – “Башня Гипикоса” в честь его друга, вторая рядом с нынешним входом получила имя его брата Фацаэля, третья – “Башня Мариамны” в честь любимой жены. Эта последняя вместе с довольно-таки значительной частью крепости была разрушена до основания.
Впоследствии частичным восстановлением цитадели занимались в разное время римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки и, наконец, турки.
В средние века возникла легенда, будто эта крепость служила некогда дворцовым замком самому царю Давиду.

7. Бассейн Хизкияhу, он же “Бассейн башен”, он же “Бассейн Бат- Шевы”.
Так случилось, что этот бассейн (конечная цель нашей прогулки), застроен со всех сторон домами Христианского квартала, и увидеть его можно только с крыши hостеля под названием “Петра”.
Хостель находится у входа на “Арабский рынок” со стороны площади Оммара ибн-Хаттаба. За символическую плату поднимемся наверх.
Бассейн связывают с именем Иудейского царя Хизкияhу, правившего страной в VIII в. до н. э. Однако по другой версии этот бассейн построен в эпоху II-го Храма и наполнялся водой из бассейна Мамилла времен Ирода Великого (I-й в. до н. э.). Для этой цели был сооружен акведук, остатки которого обнаружены в западной части мусульманского кладбища “Мамилла”.
Стоя на крыше hостеля, постепенно понимаем откуда и почему возникли дополнительные названия. “Бассейн Башен” – в силу соседства с башнями “Цитадели Давида”, а также с колокольней коптской церкви. “Бассейн Бат-Шева”. Возможно, не все знакомы с историей о том, как царь Давид, стоя однажды на крыше своего дворца, увидел “оголенную особу”, купавшуюся на крыше какого-то дома ниже уровнем. Государь возжелал, повелел и овладел. Женщину звали Бат- Шева. Она оказалась женой одного из соратников царя, который был в это время на войне. Возникла неприятная ситуация. А тут еще выясняется, что Бат-Шева забеременела. Как говорили наши мудрецы: “Один грех тянет другой”. Давид дал указание, чтобы муж Бат-Шевы, его звали Урия, был направлен на передовую, где и погиб смертью храбрых. Теперь Бат-Шева официально стала женой Давида. Родила мальчика, который вскоре умер. Второй ее сын Шломо, он же Соломон, стал царем во Израиле после Давида.
В средние века эта история обрела несколько искаженную версию, согласно которой Бат-Шева купалась не на крыше своего дома, а в бассейне, где Давид и увидел ее из своего дворца – из “Цитадели”. Вследствие этого бассейн стали называть “Бассейн Бат-Шева”.
Когда-то в одном из домов, вытянувшихся по периметру водоема, жила девочка, которая, став впоследствии известной писательницей, описала этот период своей жизни и события, связанные с бассейном, в книге “Маленькая уроженка Иерусалима”. Ее имя Мириам Хари.
Нынешняя прогулка “От бассейна до бассейна” подошла к концу.

Вы, конечно, обратили внимание, что Бассейн Хизкиягу, как и Бассейн Мамилла в настоящее время практически безводны и сохраняются лишь, как памятники старины.
А потому, подводя общий итог прогулки, можно заметить:
“Хороши у нас бассейны
Только нету в них воды.
Воду выпил Эль Хуссейни.
А вы подумали?”…

Оставить комментарий

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.