туры и экскурсии по Израилю

Ту бе-Шват и другие знаменательные даты в окрестностях Иерусалима

Автор статьи – гид Шалом Рикман

Дожди у нас в Израиле начинаются после осенних праздников. Оптимальный вариант – через две недели после Суккот (праздника Кущей), чтобы паломники, побывавшие в Храме, успели вернуться домой сухими и невредимыми.
Уже после первых осадков земля начинает пробуждаться. И, если мы не очень нагрешили в прошедшем году, Г-дь обязательно выдаст нам требуемую норму дождей “своевременно и на благо”. Т. е. много, но такими порциями, чтобы канализационная система успевала переваривать поступающие объемы воды и направлять их куда надо, минуя размывы и затопления.

Постепенно зеленые цвета начинают вытеснять привычные палево-рыжие оттенки. А 15-го числа месяца Шват все наше население совместно с природой отмечает “Новый год деревьев” – Ту бе-Шват. В этот день тысячи людей выходят на посадку новых деревьев.

Как правило, к этому времени начинается цветение миндаля. Может, немного раньше или немного позже, но все-равно в Ту бе- Шват.

Легенда о турецком султане Селиме I рассказывает, что одна из его жен (ханум), шведка по происхождению, постоянно пребывала в мрачном расположении духа. Это очень удручало великого султана. Не было дня, чтобы он не пытался выяснить причину постоянной грусти своей ханум (назовем ее условно Ингрид), но тщетно.
На все его старания она отвечала уклончиво и с такой великой грустью, что крутой Салим и сам едва сдерживался, чтобы не пролить скупую мужскую слезу на паркетный пол своего гарема.

“Отчего, ты спросишь (говорила она), я всегда в печали, слезы подступая, льются через край?
У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна. Хочешь, отгадай”.

Возможно людям моего поколения слова несчастной Ингрид, покажутся знакомыми по песне “Тайна”, которую пел когда-то Л. О. Утесов. Но, поверьте, это, всего лишь, случайное совпадение.

И вот однажды тайное стало явным. Оказалось, что Ингрид тосковала по снегам Скандинавии, но стеснялась в этом признаться. Султан очень любил свою очаровательно белокурую ханум и приказал высадить в ее честь несколько десятков миндальных деревьев.

Когда же настал день цветения (само собой, в Ту бе-Шват), Селим подвел свою жену к окну, одернул занавеску, и ее взору открылся массивный белый покров изумительных цветов, очень напоминавших снега ее далекой родины. Ингрид была в восторге от подарка, и, как говорят очевидцы, наградила султана горячим скандинавским поцелуем.

Меж тем, почти одновременно с миндалем цветет “Ротем” – ракитник, который и впрямь напоминает снежный сугроб. Но это не столь уж важно. Ведь и с миндалем все получилось достаточно эффектно.

А, завоевав в 1517 году Эрец Исраэль, Селим I получил возможность беспрепятственно возить свою ханум на гору Хермон, где можно на снег посмотреть и на лыжах покататься.

После месяца Шват наступает Адар. Как сказано в Талмуде: “С приходом Адара возрастает веселье”. (В високосный год прибавляется еще один месяц Адар).

Много славных и чудесных событий произошло в этот месяц в разные времена. Достаточно упомянуть праздник “Пурим” с его прикольными парадами и маскарадами. К этому времени наши пейзажи тоже резко меняются в лице. Окрестности уже полностью покрыты сочной зеленью, которая настойчиво и упорно лезет в глаза, приговаривая, при этом: “спеши и любуйся! Ведь это не надолго. Может еще месяц, полтора”…

На склонах гор и в долинах раскинулись пестрые ковры, где на фоне праздничного коктейля цветов и оттенков особо выделяются ярко красные Каланиёт (анемоны). Это чудо рассыпано по всей стране, и, при желании, каждый может принять участие в этом “пуримском” карнавале природы.

Мы же начнем свой путь с Т-образного перекрестка hа-Эла, откуда направимся по шоссе № 38 в сторону Бейт Гуврин. Примерно через 2.0 км с правой стороны дороги появится площадка с остатками каменных столбов римского периода. Такие столбы (латын. miliarium, ивр. “Авней миль”) устанавливали вдоль дорог для отсчета расстояний. Их часто снабжали текстами с прославлениями великих мира того. На одном из столбов сохранились следы высеченной надписи с именем “Северус”. Это имя императора Cефтимия Люция Севера, который посетил эти края в 200 году н. э. Столбы обнаружены во время прокладки шоссе №38, которое проходит (на данном отрезке) по древнеримской дороге, сооруженной легионерами в честь своего императора. Фрагменты этой “Царской дороги” найдены сравнительно неподалеку и в других местах.

Примерно еще через 3.5 километра, за перекрестками Гиват Йешаайягу и Цафририм, после поворота на поселок Нехуша, справа по борту возникает широкая обочина, прилегающая к проволочному забору. Здесь мы остановимся. В заборе имеется калитка, а возле нее щит, утверждающий, что огражденная территория относится к “Парку Британия”. (В честь еврейской общины Англии, которая пожертвовала когда-то на благоустройство этого парка).
Отворив калитку и войдя внутрь, мы вдруг оказываемся в истинно райском уголке.
Прямо против входа две тропинки. Одна – прямо, другая – налево. Обе приведут к остаткам пещер, которые вырубались когда-то в целях добычи строй. материалов.

Окрестности Бейт-Гуврин изобилуют пещерами такого рода. Но сегодня в месяце Адар основное внимание привлекает ошеломляющее разноцветие. Оно кругом. По утверждению рабби Нахмана из Умани, эта красота радует не только глаз, но и слух. Ведь у каждой травинки, у каждого ростка есть свои особенные напевы, в которых они славят деяния Творца. Каждый может насладиться их мелодиями (даже не имеющие музыкального слуха), надо только настроиться на правильный лад.

Покидая это место, обратите внимание на старинный колодец, который прячется в кустах возле выхода. Камни, выложенные по периметру в верхнем ряду, отмечены бороздами от веревок, с помощью которых поднимали сосуды, наполненные водой.
Разворачиваемся в обратную сторону и возвращаемся на перекресток “hа-Эла”.
Сворачиваем направо на шоссе № 375.

Сразу же за поворотом слева от дороги находится (в последние годы) огромная оранжерея, где выращиваются анемоны разных оттенков. Прямо в поле. Здесь за 20 шекелей можно собственноручно собрать букет любого объема.

Примерно через 2 км – поворот и съезд направо. Спустившись с дороги, мы окажемся у подножья холма. Это “Тель-Сохо”. (“Тель”- в перев. курган, а Сохо- это Сохо). Оставляем машины и поднимаемся вверх по тропе к вершине холма на высоту 347-м над у. м.

Название “Сохо” неоднократно упоминается в Библии по разным причинам. Во первых в связи с завоеванием Страны войсками Йегошуа бин-Нун (Иисус Навин), потом пару столетий спустя эту высоту заняли филистимляне перед поединком Давида с Голиафом. Еще позднее Сохо выполняет роль пограничного форпоста на южных окраинах Иудеи. Сын царя Соломона Рехаваам и другие иудейские цари придавали важное значение обороноспособности Сохо и периодически его укрепляли. Враги с соседних территорий также проявляли интерес к этому важному стратегическому объекту и, в некоторых случаях овладевали им.
Родом из Сохо был один из наших законоучителей Антигнос (3-й век до н.э.).

Бытует мнение, что изначально древнееврейский город базировался где-то неподалеку, но его постигла какая-то беда. Население “сменило стоянку”, но и новое место также назвали Сохо.

В последнее время Тель-Сохо называют также Холмом Турмусов. Турмус (лупин) – это растение с фиолетово – голубыми цветами, которое, как вы догадались, тоже цветет в месяце Адар.

Однако, лишь поднявшись на холм, можно увидеть целые участки склонов, утопающих в этих самых турмусах. Красотища! Говорят, бобовые плоды турмусов вполне съедобны и полезны. Они содержат до 45% белка. Но перед употреблением в пищу их нужно подвергнуть некоторой обработке: вымочить, выварить и т.п.

В Талмуде в трактате “Бейца” проводится, как-бы, параллель между турмусом и еврейским народом. Дескать, турмус после семикратного кипячения становится мягким и сладким, в то время, как евреи, несмотря на все несчастья и беды, их постигающие, остаются упрямыми и неподатливыми. Комплемент ли это или упрек, судите сами.
Турмус также называли “едой бедняков”.

На холме руины от строений, в основном, византийского периода. С вершины открывается вид на окрестные пейзажи, а киббуц “Натив Ламед-heй” (Маршрут 35-и) отсюда, как на ладони. Кстати там отличная винодельня. Советую посетить.

К концу Адара расцветает акация, напоминающая мимозу, но значительно крупнее. В это же время вспыхивает розово-фиолетовым цветом “Клиль а-Хореш”. Это “Багряница” или “Иудино дерево”. Почему “Иудино”? Т. к. Иуда Искариот, якобы, повесился именно на таком дереве. По другой версии, потому что особенно часто оно встречается в Иудейских горах.

Месяц Нисан приходит на смену Адара. (В настоящем високосном году это случится после второго Адара). Согласно древнему обычаю, в Нисан правоверные евреи выходят в сады и на поля и благословляют плодовые деревья, которые, как по сигналу свыше, начинают цвести в это время.

В общем, у нас постоянно что-то цветет и пахнет. И никакие жестокие суховеи (Хамсины), которые в это время начинают напоминать о себе все чаще и чаще, не способны этому помешать.

С первого же дня праздника Песах (Пасха), который приходится на 15день Нисана, евреи начинают просить Всевышнего о росе. Дождь уже не нужен. Идет созревание пшеницы. Дождь только помешает. Однако, накануне праздника все еще может случится. И даже ливневый дождь, как у М. Булгакова.
“Странную тучу принесло со стороны моря к концу четырнадцатого дня весеннего месяца Нисана. Она навалилась на Храм в Ерушалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с узких улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет… Ливень хлынул неожиданно…”.
Праздник Песах зовется также праздником Весны.
Пройдет немного времени, и, недавно зеленые пейзажи постепенно обретут золотые оттенки. И это тоже красиво!

Как верно подмечено о Стране Израиля: “Во всех, ты Любушка, нарядах хороша”.
Кто-нибудь возможно скажет (или подумает), что евреи и здесь в прибыли. Когда это выгодно, они держат “зелень”, а когда нет, они меняют “зелень” на “золото”.
Так оно и есть.

Рубрики:

Оставить комментарий

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.